Элементы единоборств в 10-11 классах

Комплексной программой физического воспитания учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений определен учебный материал по единоборствам. В него входят: приемы самостраховки, борьба лежа и стоя, учебная схватка, силовые упражнения в парах, разминка, правила соревнований и основы знаний.

Для того чтобы обучить школьников 10-11 классов элементам единоборств, необходимо сформировать у них умение вести схватки с использованием определенного набора приемов, как в положении стоя, так и в положении лежа. Обычно тренировочный урок по овладению элементами единоборств начинается с разминки.

Разминка используется для подготовки организма к выполнению приемов борьбы для совершенствования техники единоборства. Начинать разминку рекомендуется с медленного бега и несложных движений руками, туловищем и головой во время передвижения (махи, рывки руками перед грудью, выпады вперед и в стороны, повороты вокруг своей оси, наклоны и вращения головой). Все это в течение 2-4 мин.

Затем перейти к выполнению специальных упражнений: приседания на одной ноге, широкие махи ногой вперед-назад и в стороны, отжимание в упоре лежа (можно усложнить данное упражнение и отжиматься на кулаках или пальцах), поднимание прямых ног из положения лежа на спине, сгибание и разгибание туловища, лежа на спине, упражнения на гибкость для ног, рук, туловища.
В разминке можно использовать упражнения с отягощением. При этом акцент необходимо делать не на развитие силы мышц, а на скорость движений. Заканчивать разминку рекомендуется выполнением акробатических упражнений (кувырков вперед и назад, подъемов разгибом, стоек на руках с помощью) и приемов самостраховки, изученных на предыдущих уроках (падение на бок из положения приседа, падение вперед с кувырком, падение назад из приседа).
Длительность разминки зависит от тех задач, которые поставлены на данный урок физической культуры. Если запланировано изучение новых приемов, то интенсивность и длительность разминки не должна быть большой, как правило около 3-5 мин. Если запланированы учебные схватки или развитие основных двигательных качеств, необходимых для единоборства (мышечной силы, скоростной выносливости, координации), то время для разминки увеличивается до 7-10 мин, а интенсивность выполнения упражнений приближается к максимальной.

После разминки полезно поработать над совершенствованием самостраховки. Этот важнейший элемент единоборств иногда игнорируется как учителями физической культуры, так и самими учащимися. Однако прочное владение приемами самостраховки позволяет практически избежать травм на уроках с изучением единоборств и делает обучение приемам борьбы более успешным. В старших классах рекомендуется освоить со школьниками4 падение назад из стойки, падение на бок из положения стоя и1 падение кувырком вперед через лежащего партнера. Отработку приемов самостраховки рекомендуется проводить поточным методом. Учитель при этом имеет возможность контролировать выполнение приемов каждым учащимся и при необходимости вносить исправления в технику приема.
В основную часть, как правило, включают 1-2 новых приема, а также совершенствование ранее изученных приемов в различных сочетаниях. В старших классах рекомендуется обучить школьников новым приемам в стойке (передней подножке и броску через бедро, а также прямому удару кулаком в голову и защите от него, обезоруживанию при ударе ножом сверху), а также при борьбе лежа.

В процессе обучения отдельному приему выделяют три этапа: знакомство с приемом, разучивание и закрепление. Основная цель ознакомления состоит в создании у школьников целостного представления о технике выполнения данного приема. При этом используются: рассказ, показ выполнения приема (в целом) и отдельных (ключевых) его элементов. Полезно ознакомить учащихся с ситуациями, когда прием может быть применен. После этого переходят к разучиванию приема. Разучивание целостным методом осуществляется тогда, когда прием прост по своей структуре (например, удар кулаком в голову). Более сложные приемы (броски, защита от ударов в голову, обезоруживание) разучиваются по частям. Например, при обучении передней подножке учащиеся последовательно выполняют следующие действия: захват соперника, поворот к сопернику спиной, выведение соперника из равновесия, постановка своей ноги к атакуемой ноге соперника, бросок соперника. Не рекомендуется делить прием на очень мелкие детали, так как учащиеся в этом случае могут запутаться в последовательности их выполнения. Когда все части приема выполняются школьниками достаточно уверенно, прием выполняют целиком в замедленном темпе. По мере усвоения приема скорость его выполнения постепенно увеличивают и доводят до максимальной.

После завершения этапа освоения переходят к совершенствованию. Для этого прием выполняют многократно, с постепенным усложнением. Это достигается при помощи следующих методических приемов: изменение исходного положения, выполнение приема на быстроту, увеличение количества непрерывных повторений приема, выполнение приема по команде. Как правило, основная часть урока по овладению и совершенствованию техники единоборств в старших классах не превышает 20 мин, так как школьники могут быстро устать и это приведет к нарушениям техники выполнения приемов.

При обучении школьников передней подножке (рисунок ниже) необходимо строго следить за правильным выполнением самостраховки при падении, не допускать опасных движений головой, коленями и локтями в сторону партнера.

Типичные ошибки.

Чрезмерный наклон вперед учащегося, проводящего прием; недостаточно сильная тяга руками при выведении партнера из равновесия.
Все броски разучиваются в обе стороны (вправо и влево). Перед разучиванием приема передняя подножка школьников необходимо распределить по парам, приблизительно равным по росту и весу. Все броски выполняются только от центра ковра на край (во избежание столкновения при броске).

Для обеспечения безопасности проведения уроков по единоборству, помимо качественного оборудования (борцовский ковер, маты или яма с песком), необходимо использовать безопасную одежду для учащихся. Она должна состоять из прочной куртки без пуговиц, металлических крючков, декоративных украшений (куртка для борьбы обычно завязывается поясом без пряжки и застежек на обычный узел); удобных тапочек с мягкой подошвой и без металлических накладок и украшений; спортивных брюк (под которые надеваются плотные плавки), также не имеющих металлических частей и пуговиц. Всевозможные брелоки, цепочки, часы должны быть полностью исключены на занятиях по единоборствам.

При обучении броску через бедро необходимо придерживаться тех рекомендаций, которые даны для обучения передней подножке. Бросок через бедро несколько более сложен для овладения, так как требует использования большего усилия и более прочного овладения приемами самостраховки. Прием начинают выполнять с прочного захвата левой рукой за рукав соперника на уровне его локтевого сгиба, а правой - за спину на уровне пояса (рисунок ниже). Выводя соперника из равновесия рывком влево на себя, необходимо развернуться к нему спиной, плотно прижав свое правое бедро к сопернику (б). Колени при этом должны быть согнуты. Наклоняясь вперед и распрямляя ноги в коленях, бросить соперника вперед (в).

Типичные ошибки.

Отсутствие выведения из равновесия соперника и недостаточно низкий «подсед» под него, что выражается в слабом сгибании ног в коленях. При обучении школьников ударам кулаком в голову, защите от них, а также от удара ножом сверху нужно следить, чтобы приемы выполнялись без максимальных усилий и в замедленном темпе. Удары кулаком и ножом должны только обозначаться и носить сугубо учебный характер.

Удар кулаком в голову осуществляется из основной стойки, которую принимают для рукопашного боя (рисунок ниже). Отметим, что таких стоек очень много и все они используются при различных ситуациях в единоборствах. Здесь представлена одна из самых универсальных. С шагом правой ногой вперед к сопернику выпрямляют правую руку (б) и наносят резкий удар в область подбородка или солнечного сплетения соперника (в). Кулак при этом должен быть плотно сжат. При выполнении удара нужно следить за тем, чтобы после удара учащиеся сохраняли равновесие. Ошибкой считается потеря прочной опоры после удара или задержка атакующей руки у головы соперника (в этом случае соперник может захватить руку нападающего и провести эффективные ответные действия).

Удары в голову разучиваются, как правило, целостным методом, при построении школьников в шеренгу. Рекомендуется придерживаться следующей схемы обучения: принять несколько раз; боевую стойку; в боевой стойке сделать несколько раз шаг вперед и назад; выполнить удары кулаком на месте в медленном темпе; выполнить удары с шагом.

В качестве защиты от удара кулаком в голову можно рекомендовать следующий прием. Соперники находятся друг перед другом в боевой стойке. Нападающий наносит прямой удар кулаком в голову защищающемуся. Для защиты необходимо с шагом правой ногой вперед отбить руку нападающего вверх предплечьем своей разноименной (по отношению к нападающему) рукой (рисунок ниже). Левой рукой захватить одежду на правой руке нападающего, правой рукой захватить отворот одежды у него на груди. Поворачиваясь влево, спиной к сопернику, поставить левую ногу на одной линии с ногами соперника (б). Правой ногой перекрыть ноги соперника (в), при этом тяжесть тела перенести на полусогнутую левую ногу. Скручивающим движением влево-вниз бросить соперника на спину (г) (см. прием передняя подножка).

Защита от удара ножом сверху производится следующим образом. С шагом левой ногой вперед отбить вооруженную руку соперника предплечьем левой руки (рисунок ниже). Захватить правое предплечье соперника, повернуться к нему спиной с захватом одежды на спине соперника (б) и выполнить бросок через бедро (в). Последовательность обучения данному приему такая же, как и в предыдущем случае.

Необходимо постоянно соблюдать правила безопасности во время отработки приемов против ударов кулаком и ножом. Для тренировки нож изготовляется из плотного картона, при этом острие клинка делается закругленным.

При изучении приемов борьбы лежа (рис. 25) рекомендуется использовать удержание сбоку (а), удержание со стороны головы (б), а также мост (в). Обычно школьники быстро овладевают приемами борьбы лежа и различными видами удержаний. После ознакомления с приемами рекомендуется отрабатывать их использование во время учебных схваток, когда партнеры поочередно нападают, стараясь выполнить удержание. После того как школьники овладеют приемом «мост», можно отрабатывать его в качестве защиты от удержаний.

Для того чтобы закрепить все рекомендованные приемы единоборства, школьники выполняют учебную схватку. Она потому так называется, что действия партнеров строго регламентированы. Например, один учащийся только нападает при помощи заданного приема, а второй — пассивно защищается и создает удобные положения для проведения приема своим товарищем. Затем задание усложняется, и сопротивление защищающегося должно возрасти. Потом партнеры меняются местами и атаковать поручается другому учащемуся.

Для того чтобы успешно применять приемы единоборств, необходимо развивать основные двигательные качества, без которых даже прекрасно отработанные приемы не будут действенными. Если приемы выполняет слабый человек, не развитый физически, то очень сложно ожидать, что он сможет применить освоенные навыки в реальной ситуации. Поэтому во всех видах единоборства используются специальные упражнения для развития качеств, необходимых для проведения поединков.

Приводим некоторые из них:

1. Лежа на спине, поднимание и опускание прямых ног.
2. Приседания на одной ноге.
3. Выпрыгивание вверх из положения глубокого приседа.
4. Отжимания от пола на кулаках, на пальцах, с широко разведенными в стороны руками. Можно усложнить упражнение, выполняя хлопок руками после резкого отталкивания от пола.
5. Падение вперед с переходом в упор лежа.
6. Выполнение упражнения «мост» с опорой на руки, а также с опорой на голову.
7. В положении лежа на спине наклоны вперед, стараясь достать лбом колени, ноги при этом не сгибать.
8. Наклоны вперед из положения стоя, ноги максимально расставлены в стороны.
9. Выполнение упражнений на равновесие: стоя на одной ноге, делать махи другой ногой вперед-назад и влево-вправо.

Предлагаемые упражнения можно варьировать в различных сочетаниях, меняя исходное положение, количество подходов и скорость выполнения. Для каждого учащегося необходимо подбирать индивидуальные нагрузки, поэтому мы не приводим количество подходов и интенсивность выполнения упражнений.

Параллельно с обучением приемам единоборств необходимо обучать школьников правилам соревнований по одному из видов борьбы.

Похожие материалы

  • Основная цель игры. Развитие силы, внимания и расчетливости. Используется в качестве вспомогательного упражнения для совершенствования приемов борьбы с атакующими действиями рук.

  • 1. Удар по подвешенному на стойке мячу головой в прыжке. После приземления игрок останавливает мяч руками и после этого в прыжке снова наносит удар головой и т.д.

    2. Удар головой без остановки мяча руками. Темп прыжков должен соответствовать темпу раскачивающегося мяча.

    3. Удар с изменением направления. Игрок в прыжке наносит удар по мячу в следующей последовательности: прямо, вправо, прямо, влево и т.д. В высшей точке прыжка верхняя часть туловища одновременно с замахом поворачивается в нужном направлении.

  • Основная цель игры. Развитие силы, ловкости, внимания и сообразительности. Используется в качестве вспомогательного упражнения для учебных заданий с борьбой в стойке.

    Организация игры. Стоя на борцовском ковре, участники игры делятся на 2 равные команды, выстраивающиеся напротив друг друга разомкнутыми на расстояние вытянутой руки шеренгами.

  • Основная цель игры. Развитие силы, координационных способностей, внимания и оперативного мышления. Используется в качестве подводящего упражнения для учебных заданий с бросками соперника через спину.

  • Педагогический контроль имеет много сторон. Это и тестирование, и наблюдение за деятельностью учащихся, и оценка овладения ими программным материалом. Здесь мы коснемся только оценки или учета успеваемости школьников.

    Критериями оценки по физической культуре являются качественные и количественные показатели.